2010-2011 учебный год является последним этапом подготовки к внедрению ФГОС второго поколения в начальной школе. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Работа школы и методического объединения учителей начальных классов должна быть направлена на создание условий для перехода к стандартам второго поколения, повышение психологической готовности самого учителя, развитие его профессиональной компетентности.
В первую очередь необходимо изучить педагогический, методический, кадровый и материально-технический потенциал образовательного учреждения; провести анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеурочной деятельности учащихся.
Во-вторых, следует собрать всю необходимую нормативно-правовую базу федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующую деятельность по апробации условий внедрения ФГОС, подготовить документацию школьного уровня; разработать перечень мероприятий по апробации материалов, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Особое внимание следует уделить отработке алгоритма внедрения основных компонентов государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения; формированию механизма использования возможностей современных развивающих технологий, обеспечивающих формирование базовых компетентностей современного человека:
Руководителям ОУ и учителям необходимо решить и вопрос о выборе УМК для реализации целей и задач ФГОС второго поколения.
При выборе УМК, соответствующего новому стандарту, следует учитывать:
Наиболее готовыми для реализации целей и задач ФГОС второго поколения являются следующие УМК:
В результате реализации программы по отработке механизмов по введению ФГОС должны быть получены следующие результаты:
Программный курс модели «Школа 2100» обеспечивает разноуровневое обучение. «Школа-2100» - личностно-ориентирована. Это значит, что школа должна максимально адаптироваться к ребенку. Обучение осуществляется таким образом, чтобы каждый ребенок мог полностью реализовать себя, свои особенности, интересы. Ученики должны чувствовать себя комфортно и на уроке, и в самой школе.
Модель «Начальная школа 21 века» предусматривает направленность процесса обучения, прежде всего на формирование у младших школьников важнейшего новообразования этого возрастного периода - умения учиться является основой интеграции двух традиционно разных учебных предметов: обучения грамоте (чтение и письмо) и математики в единый курс «Грамота». Программа носит интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира.
Традиционная система с развивающим компонентом обучения.
Классический вариант обучения учащихся, обеспечивает взаимосвязь игровой и учебной деятельности первоклассников, является необходимым условием успешной адаптации ребенка к учебной деятельности.
Ведущие принципы - органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей. Важным являются практическая направленность обучения, учёт возрастных и индивидуальных особенностей, жизненного опыта учащихся. Изучение учебного материала строится по классической педагогической схеме формирования знаний, умений и навыков.