В 2012/2013 уч. г. коллектив МБОУ СОШ № 2 продолжил реализацию ФГОС в 1-х и 2-х классах начальной школы. Обучение по ФГОС проводилось в двух 1-х классах и в двух 2-х классах. Классные руководители которых: 1 «А»- Соколова Т.Н., 1 «Б»- Вовенко И.О., 2 «А»- Севальникова В.Н., 2 «Б»- Залогина М.А.
В МБОУ СОШ № 2 реализация ФГОС осуществлялась через:
Цель анализа работы по реализации ФГОС: определить эффективность введения ФГОС в 1-х классах и 2-х классах, выявить проблемы и наметить пути их решения.
Создана нормативно-правовая база, которая включает документы федерального, регионального уровня, а также локальные акты ОУ:
Федеральные и региональные нормативные документы по введению ФГОС:
Локальные акты ОУ по введению ФГОС:
Кроме этого, проделана следующая работа, поддерживающая введение ФГОС:
Выводы по итогам анализа нормативно-правового обеспечения введения и реализации ФГОС в МБОУ СОШ № 2 в 2012/2013 уч. г.:
Задачи совершенствования нормативно-правового обеспечения введения и реализации ФГОС в МБОУ СОШ № 2 в 2012-2013 уч. г.:
В 2012/2013 уч. г. в МБОУ СОШ № 2 было организовано методическое сопровождение перехода ОУ на работу по ФГОС:
Итоговые работы за 1-й и 2- класс выполнили все обучающиеся. Результаты стартовой диагностики, текущего оценивания (диагностики по результатам четвертей) и итоговое оценивание (в форме комплексной письменной работы) показали, что у 100% обучающихся 1-2 х классов сформированы основные умения позволяющие успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения. ( Подробное описание результатов диагностики обучающихся целесообразно представить в анализе внутришкольного контроля ОУ)
Учителя Вовенко И.О., Соколова Т.Н., Залогина М.А., Севальникова В.Н. в процессе учебного года давали открытые уроки для учителей и родителей. На Дне открытых дверей МБОУ СОШ №2 были проведены открытые занятия по внеурочной деятельности в 1-2-х классах, где присутствовали родители обучающихся детей и родители будущих первоклассников, а также пресса и учителя школы.
В МБОУ СОШ №2 в 2012-2013 уч. г. была организована внеурочная деятельность обучающихся, направленная на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического, физического потенциала, на развитие и проявление индивидуальных особенностей учеников, с учётом пожеланий родителей первоклассников и второклассников силами школы и во взаимодействии с системой дополнительного образования:
Выводы по итогам реализации методического сопровождения перехода МБОУ СОШ № 2 на работу по ФГОС в 2012-2013 уч. г.:
Задача совершенствования организации методического сопровождения перехода МБОУ СОШ № 2 на работу по ФГОС в 2013/2014 уч. г.: на основе аналитической деятельности - скорректировать ООП для 3-х классов.
Кадровое обеспечение введения ФГОС в ОУ.
Должностные инструкции работников МБОУ СОШ№2 приведены в соответствие с ФГОС и единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников"».
Разработан план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников школы в связи с введением и реализацией ФГОС.
Прошли курсы следующие педагоги:
Вывод по итогам реализации кадрового обеспечения введения ФГОС в МБОУ СОШ№2 в 2012/2013 уч. г.: в ОУ подготовлена необходимая документальная база организации повышения квалификации педагогических работников в 2013/2014 уч. г.
Задачи совершенствования кадрового обеспечения введения ФГОС в МБОУ СОШ№2 в 2013-2014 уч. г.:
Информационное обеспечение введения ФГОС в ОУ.
В 2012/2013уч. г. в МБОУ СОШ№2 проведены классные и общешкольные родительские собрания, где родителям была дана информация о переходе школы и реализации на ФГОС, представлена программа действий по реализации стандарта.
На Дне открытых дверей в МБОУ СОШ №2 учителя Глазкова Е.И. и Деревянко И.В. выступали на общешкольном собрании перед родителями будущих первоклассников и родителями обучающихся детей. Они рассказывали о введении и реализации ФГОС в начальной школе, показали презентацию на тему: «Как подготовить ребёнка к школе».
На протяжении учебного года в МБОУ СОШ №2 была организована подготовка детей к школе. Занятия проводились Глазковой Е.И.
Организовано информирование участников образовательного процесса и изучение общественного мнения родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам реализации ФГОС.
Информация о ходе введения ФГОС размещена на сайте школы.
Вывод по итогам реализации информационного обеспечения введения ФГОС в МБОУ СОШ №2 в 2012/2013 уч. г.: в ОУ в полной мере организовано ознакомление педагогов и родителей обучающихся с особенностями организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС.
Задачи совершенствования информационного обеспечения введения ФГОС в МБОУ СОШ №2 в 2013/2014 уч. г.:
Материально-техническое обеспечение перехода ОУ на ФГОС.
В 2012/2013 уч. г. в МБОУ СОШ №2 администрацией ОУ было принято решение организовать единое образовательное пространство для учащихся начальной школы за счет внутренних возможностей учреждения.
В кабинетах 1-2- х классов был сделан косметический ремонт. Согласно требованиям СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, в классах начальной школы была произведена замена ученической мебели на регулируемую, двухместную. Были приобретены наглядно-учебные пособия для образовательного процесса, научно- практическая литература по формированию культурного, здорового и безопасного образа жизни. Имеется медицинский кабинет, библиотека, столовая, помещение для проведения уроков физического воспитания, ритмики и двигательных занятий по внеурочной деятельности.
Расширен библиотечный фонд художественной литературы для начальной школы.
При организации обучения в начальных классах используются следующие УМК: « Школа России».
Все обучающиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки.
Вывод по итогам анализа материально-технического обеспечения перехода МБОУ СОШ №2 на работу по ФГОС в 2012/2013 уч. г.: материально-техническая база ОУ частично соответствует требованиям ФГОС к материально-техническому обеспечению образовательного процесса в начальной школе.
Задачи совершенствования материально-технического обеспечения перехода МБОУ СОШ №2 на работу по ФГОС в 2013/2014уч. г.:
Контроль выполнения плана перехода ОУ на ФГОС
На ШМО учителей начальных классов решались следующие учебно-методические задачи:
"Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: что должен знать, уметь и понимать педагог";
Были заслушаны и обсуждены доклады на ШМО и ГМО:Залогина М.А.: « Роль и место родителей в современном образовательном процессе» (выступление на ШМО и ГМО) Гаганова В.Г.: «Готовность к обучению в школе: проблемы подготовки и трудности в обучении» выступление на ГМО), «Развитие речи, как основа формирования грамотности учащихся начальных классов», Соколова Т.Н.: «Реализация внеурочной деятельности в рамках введения и реализации ФГОС» Вовенко И. О.: «Развитие учащихся в процессе формирования УУД» , Глазкова Е.И.: «Проектная деятельность , как средство формирования УУД»
Вывод по итогам анализа контроля выполнения плана перехода МБОУ СОШ №2 на работу по ФГОС в 2012/2013 уч. г.: результаты внедрения ФГОС показали, что концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и развития школьника в соответствии с ФГОС, востребованы педагогами ОУ.
Отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации педагогами ФГОС:
Но наряду с положительными моментами есть и проблемы, которые необходимо решить:
Пути решения выявленных проблем в 2013/2014 уч. г.
Анализ учебной работы в 1-ых и 2-ых классах по ФГОС
Диагностика готовности к школьному обучению обучающихся 1-ых классов
Уровень готовности |
Класс |
|
1 А |
1 Б |
|
Низкий уровень |
|
|
Средний уровень |
|
+ |
Высокий уровень |
+ |
|
В соответствии с планом ВШК в I полугодии 2012-2013 учебного года осуществлялся тематический контроль за состоянием адаптации учащихся 1-х классов.
Цель контроля:
Методы контроля: посещение уроков и внеклассных мероприятий, наблюдение, контроль режимных моментов; собеседование с учителями и родителями; диагностика стартовых возможностей учащихся.
В ходе контроля выяснено следующее:
В течение I четверти ежедневно проводилось по 3 урока в традиционной классно-урочной системе и 1 урок нетрадиционный: урок-сказка, урок-экскурсия, урок-путешествие и т. п.
Для родителей первоклассников проведены общешкольные и классные родительские собрания, посвященные вопросам возрастных и психологических особенностей учащихся 1-х классов в период адаптации".
Для специалистов дошкольных образовательных учреждений был проведен День открытых дверей для выявления причин, вызывающих проблемы в адаптации, с целью ликвидации их в последующем.
Посещенные уроки показали, что учителя знают требования письма Минобразования России от 25 сентября 2000г. № 20021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы", планируют четвёртые уроки в первой четверти учебного года в нетрадиционной форме для лучшей адаптации учащихся к школьному обучению, что находит свое отражение как в тематическом планировании, так и в записях тем уроков в классных журналах.
На посещенных уроках учителей использовались визуальная и предметная наглядность.. применение ИКТ.
На уроках учителя эффективно применяют различные формы и методы работы, активизирующие учащихся для восприятия учебного материала. Учитель использует методы опережающего обучения, сопутствующего повторения, межпредметные связи, предлагает задания на развитие логики, догадки, разумно использует принцип научности с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, большое внимание уделяют воспитанию патриотизма.. Атмосфера в классе спокойная, доверительная. Требования, предъявленные учителем, учащимися выполняются. Уроки проходят в высоком темпе.
В период адаптации в 1-х классах продолжительность урока составляет 35 минут, при этом 5 минут используются на проведение динамических занятий, минуток релаксации и отдыха.
Физкультурные минутки проводились в каждом классе в основном двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Первая включала в себя подвижные игры, комплекс физических упражнений, вторая гимнастику для глаз.
По результатам диагностики выявлено следующее:
- в 1 Б классе, учитель Вовенко И.О.
На начало обучения 64 % учащихся имели высокий уровень школьной готовности, 28% - хороший, 8% - средний, учащихся с низким уровнем школьной готовности выявлено не было.
В декабре количество учащихся со средним уровнем готовности сократилось на 4% и составило 4%, с хорошим - на 7% и составило 21%, а с высоким увеличилось на 11% и составило 75%.
Средний уровень школьной готовности в целом по классу повысился на 3 балла и составил 53 балла, что соответствует высокому уровню школьной готовности.
- в 1 А классе, учитель Соколова Т.Н.
На начало обучения 13 % учащихся имели высокий уровень школьной готовности, 35% - хороший, 22% - средний, учащихся, 20% с низким уровнем школьной готовности.
Таким образом, в конце адаптационного периода первоклассников в целом по параллели доля учащихся:
Анализ уровня выполнения заданий позволил сделать следующие выводы:
При выполнении заданий диагностики в начале обучения учащиеся 1-х классов лучше всего справились с заданиями 7 (на умение осуществлять звуковой синтез) и 8 (на определение уровня начальных математических представлений).
Наибольшие трудности при выполнении вызвали задания 2а и 2б (на развитие зрительного анализа, умение удерживать и переносить зрительный образ, устанавливать закономерность и способность к самоконтролю) и задание 3 (на классификацию геометрического материала по самостоятельно найденному основанию).
Выводы и рекомендации: